![]() |
Педагог - психолог Лидия Викторовна |
Достижения детей дошкольного возраста
Успешность на каждой ступени развития ребенка связанно с тем, насколько полноценно прожита предыдущая: школьные успехи закладываются в продуктивном проживании дошкольного возраста. Можно сказать, что развитие в разных возрастах связанно с решением задач, характер которых меняется от года к году. Человек живет в системе социальных норм. Эти нормы задают правила взаимодействия с другими людьми: сверстниками и взрослыми. Эти взаимодействия будут строиться в зависимости от ситуации. Жизнь ребенка, как и взрослого, представляет собой постоянный переход из одной ситуации в другую, от одних правил к другим.
Однако правила как социального взаимодействия, так и действия с предметами не лежат на поверхности: они являются скрытыми. Это ясно видно в тех случаях, когда человеку не удается «вычитать» нормы, предъявляемые ситуацией или предметом. Он действует наивно, примитивно: ребенок до года ложкой стучит, а если пытается есть, то проливает содержимое; некомпетентный взрослый использует только ничтожную долю функций компьютера, зачастую не предполагая о его реальных возможностях.
Это означает, что нормы, правила носят неявный характер: их надо учиться обнаруживать, чтобы адекватно действовать в разных ситуациях, уметь понимать правила, выражать свое отношение к ним, управлять своим поведением, и если есть необходимость, создавать новые ситуации. Перед ребенком все время стоит задача не просто увидеть тот или иной объект, а распознать его как предмет человеческой культуры. Это означает, понять правила, которые приняты в обществе по отношению к этому объекту. Если ребенок действует по установленным нормам, его взаимодействие становиться предсказуемым, стабильным. Иначе взаимодействие нарушается, возникают конфликтные ситуации.
В этом и состоит общая задача, которая решается на каждом возрастном этапе: ребенок учиться обнаруживать те правила, которые определяют поведение человека. Для того чтобы, придя в школу, он сумел справиться с решением сложнейших задач (таких как поведение в новой системе норм, математические и орфографические задачи). Ребенок еще в дошкольном детстве, должен получить опыт поиска и обнаружения правил действия в ситуациях разных типов, а также опыт создания правил — опыт творчества.
Какого же типа задачи стоит предлагать дошкольниками, чтобы потом они успешно справлялись с задачами школьного уровня?
Можно выделить три типа задач: познавательные, регуляторные и коммуникативные. Они соответствуют трем типам способностей, который развиваются у человека в течение всей жизни и являются условиями его успешности.
Заходите на наш сайт и вы узнаете:
1. В чем заключается развитие познавательных способностей?
2. Что такое регуляторные способности?
3. Какое значение имеет игра для подготовки к школе?
4. В чем выражается произвольность ребенка дошкольника?
5.Как проявляется неразвитая произвольность?
6 Что такое коммуникативные способности?
7. Развивающая среда у вас дома.
8 Каким образом взрослые могут способствовать развитию дошкольника.
9. Как развивать детские способности.
10. Как узнать готов ли ваш ребёнок к школе.
Однако правила как социального взаимодействия, так и действия с предметами не лежат на поверхности: они являются скрытыми. Это ясно видно в тех случаях, когда человеку не удается «вычитать» нормы, предъявляемые ситуацией или предметом. Он действует наивно, примитивно: ребенок до года ложкой стучит, а если пытается есть, то проливает содержимое; некомпетентный взрослый использует только ничтожную долю функций компьютера, зачастую не предполагая о его реальных возможностях.
Это означает, что нормы, правила носят неявный характер: их надо учиться обнаруживать, чтобы адекватно действовать в разных ситуациях, уметь понимать правила, выражать свое отношение к ним, управлять своим поведением, и если есть необходимость, создавать новые ситуации. Перед ребенком все время стоит задача не просто увидеть тот или иной объект, а распознать его как предмет человеческой культуры. Это означает, понять правила, которые приняты в обществе по отношению к этому объекту. Если ребенок действует по установленным нормам, его взаимодействие становиться предсказуемым, стабильным. Иначе взаимодействие нарушается, возникают конфликтные ситуации.
В этом и состоит общая задача, которая решается на каждом возрастном этапе: ребенок учиться обнаруживать те правила, которые определяют поведение человека. Для того чтобы, придя в школу, он сумел справиться с решением сложнейших задач (таких как поведение в новой системе норм, математические и орфографические задачи). Ребенок еще в дошкольном детстве, должен получить опыт поиска и обнаружения правил действия в ситуациях разных типов, а также опыт создания правил — опыт творчества.
Какого же типа задачи стоит предлагать дошкольниками, чтобы потом они успешно справлялись с задачами школьного уровня?
Можно выделить три типа задач: познавательные, регуляторные и коммуникативные. Они соответствуют трем типам способностей, который развиваются у человека в течение всей жизни и являются условиями его успешности.
Заходите на наш сайт и вы узнаете:
1. В чем заключается развитие познавательных способностей?
2. Что такое регуляторные способности?
3. Какое значение имеет игра для подготовки к школе?
4. В чем выражается произвольность ребенка дошкольника?
5.Как проявляется неразвитая произвольность?
6 Что такое коммуникативные способности?
7. Развивающая среда у вас дома.
8 Каким образом взрослые могут способствовать развитию дошкольника.
9. Как развивать детские способности.
10. Как узнать готов ли ваш ребёнок к школе.
Развивающая образовательная среда дома
для детей дошкольного возраста.
(советы для родителей)
для детей дошкольного возраста.
(советы для родителей)
Как же создать в семье развивающую среду в которой бы ребёнок активнее и быстрее
познавал окружающий мир во всём его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых? Естественно, что ребёнок должен осваивать всё пространство дома. Но у него должно быть и своё пространство оборудованное с учётом его психофизиологических особенностей и возможностей. Очень важно организовать «детское» зеркало,важно потому, что дети любят свое отражение им интересно рассматривать себя. Мы рекомендуем дать им такую возможность. В идеале детское зеркало помещается в прихожей: уходя из дома, ребёнок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, рассматривает себя вновь и меняет что-то в своей внешности. При таких условиях у ребёнка, несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида, навыки самостоятельности.
познавал окружающий мир во всём его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых? Естественно, что ребёнок должен осваивать всё пространство дома. Но у него должно быть и своё пространство оборудованное с учётом его психофизиологических особенностей и возможностей. Очень важно организовать «детское» зеркало,важно потому, что дети любят свое отражение им интересно рассматривать себя. Мы рекомендуем дать им такую возможность. В идеале детское зеркало помещается в прихожей: уходя из дома, ребёнок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, рассматривает себя вновь и меняет что-то в своей внешности. При таких условиях у ребёнка, несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида, навыки самостоятельности.
«Картинная мини-галерея»
Важно приучить глаз ребёнка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Можно приобрести отдельные или в наборе иллюстрации и приобщить к этому дошкольника.
Рекомендуем: произведения одного или нескольких авторов; портретную живопись; разного рода орнаменты; образцы народно-прикладного искусства. Подавать материал следует ненавязчиво, к месту, к примеру.
Рекомендуем: произведения одного или нескольких авторов; портретную живопись; разного рода орнаменты; образцы народно-прикладного искусства. Подавать материал следует ненавязчиво, к месту, к примеру.
«Детская лаборатория — это серьёзно»
Ребёнок сам по себе исследователь. Очень часто он ломает игрушку, раздевает куклу, пытаясь исследовать предмет, попавший к нему в руки. Полезнее создать детскую лабораторию т. е. собрать в ящичке или на полочке такие предметы как: магниты, не работающие телефоны, микровесы, калькуляторы, компасы и другие предметы вызывающие интерес у детей, в обязательном порядке постепенно вводить новые и показывать способ действия, где и как используется.
«Шкаф находок»
Всё необычное, что находит ребёнок в окружающем мире, в природе: коряга, листочек, камешек,фантики и т.д всё то, что родители посчитают возможным принести в дом. Важно для развития познавательной активности дать детям лёгкий план-задачу, к примеру Чем тебе нравится этот предмет(камешек) На что похож? Какой он на ощупь(гладкий, шершавый, твёрдый, холодный, тёплый). Давай вместе придумаем историю про него.
«Уголок ребусов, головоломок, шарад»
Хотим ли мы умного ребёнка ?-на этот вопрос все ответят положительно. Если речь идёт об уме ребёнка, его сообразительности, гибкости, быстроте реакции — вы уважаемые родители, согласитесь организовать такой уголок у себя дома. Это могут быть и секректные лабиринты, и загадочные контуры, и зашифрованные цифры и буквы.
«Книжки в вашем доме»
Можно было бы опустить разговор о них, если бы мы с вами в полной мере выполнили основную задачу развития интереса к книге, вначале к рассматриваию иллюстраций, слушанию содержания, а затем к чтению. В связи с этим мы советуем внимательно отнестись к организации и подбору книг для вашего ребёнка. Обсуждая содержание книги, анализируя положительные или отрицательные поступки героев, вы помогаете детям понять что хорошо, а что плохо, развивая при этом правильную речь ребёнка.
Буклеты: Игры в которые играют дома"docx
Тренинг с родителями "Игра-это серьезно"
"Неделя добра" - "Неделя психологии"
Буклеты: Игры в которые играют дома"docx
Тренинг с родителями "Игра-это серьезно"
"Неделя добра" - "Неделя психологии"
Представляем вашему вниманию ряд консультаций,
которые, надеемся, будут Вам интересны:
которые, надеемся, будут Вам интересны:
Консультация для родителей "Почему ребенок непослушен"
«Родителям будущих первоклассников»
«Поступление в школу»
«Значимость компонентов психологической готовности к школе»
«Первый Раз в Первый Класс, или как себя вести
с ребенком – первоклассником»
«Первый раз в детский сад».
Некоторые рекомендации, которые помогут вам и вашему ребенку при адаптации в детском саду.
«Родителям будущих первоклассников»
«Поступление в школу»
«Значимость компонентов психологической готовности к школе»
«Первый Раз в Первый Класс, или как себя вести
с ребенком – первоклассником»
«Первый раз в детский сад».
Некоторые рекомендации, которые помогут вам и вашему ребенку при адаптации в детском саду.
Лето еще только началось, но не успеешь оглянуться — август и пора собираться в школу. Некоторые малыши в этом году пойдут туда в первый раз, и их родители очень волнуются о том, готовы ли их дети к этому испытанию. Может, стоит дополнительно позаниматься чтением и счетом на каникулах? Или наоборот, дать ребенку отдохнуть, последнее беззаботное лето ведь!
Чего не стоит делать летом перед школой?
- Волноваться самим. Если родители носятся с выпученными глазами, скупая канцелярские принадлежности, и вопят: «Мы ничего не успеваем!», то дети, естественно, переймут настроение взрослых и тоже начнут нервничать. Сохраняйте спокойствие. Школа — это не страшно.
- Запугивать историями. Не стоит лишний раз говорить ребенку, что «а вот в школе надо сидеть ровненько», «а вот в школе учителя тебя за это накажут», «а вот в школе одноклассники тебя не так поймут». Не превращайте школу в обитель зла в глазах детей.
- Загружать учебой. Не надо заставлять ребенка готовиться к школе и вместо прогулок просиживать за учебниками или книгами. Если вы вымотаете малыша уже сейчас, то в школу он придет измученный и точно без положительных эмоций.
- Забирать игрушки. Говорить, что вот теперь ты взрослый, поэтому тебе не нужны мишки, куклы и машинки, не стоит. Для ребенка это будет слишком большим стрессом, перестраиваться на школьную жизнь нужно постепенно, без кардинальных решений.
- Поздно приезжать из отпуска. Постарайтесь спланировать возвращение с дачи или из отпуска за неделю до начала учебы, чтобы, не торопясь закупить все необходимое и дать ребенку время на адаптацию к городской жизни. Если вы прилетите домой за день-два до 1 сентября, вы будет второпях и впопыхах, а это лишний стресс для вас и ребенка.
Что стоит сделать летом перед школой?
- Рассказать о школе. Вспомните, какие веселые и интересные истории происходили с вами в школе, и расскажите их ребенку (конечно, не про прогулы и замазывание оценок в дневнике). Постарайтесь донести до малыша мысль, что школа — это отличное место для новых открытий и знакомств.
- Не скрывать плохое. Проводя пиар-акцию под названием «Школа — это круто», не забудьте мягко упомянуть и о минусах. Расскажите о домашних заданиях, нагрузке и других проблемах, с которыми ребенок может столкнуться. Малыш должен быть готов к трудностям и иметь в голове несколько вариантов решения возможных конфликтных или сложных ситуаций.
- Переходить на правильный распорядок дня. Не стоит торопиться с жестким: «В девять — в кровать!». Но и медлить с переходом к другому расписанию не нужно. Составьте «план дня будущего первоклассника» и потихоньку переходите к нему в течение лета.
- Играть в школу. Поиграйте с ребенком в школу, пусть он побудет и в роли учителя, и в роли ученика, чтобы понимать, какие взаимоотношения и правила царят в классе. Обучите вместе с ним плюшевых кроликов счету, а мишек — чтению.
- Учить самостоятельности. Пусть малыш понемногу учится делать какие-то дела сам. Да, полностью сам! Например, одеваться, завязывать шнурки, готовить завтрак. Приучайте его к ответственности и тренируйте внимание, чтобы в первом классе малыш не растерял весь портфель в школьных коридорах.
Летние уроки для будущего первоклашки:
- Собирайте природные материалы. Скорее всего, в первом классе на уроках труда вам понадобится создавать поделки из желудей, цветов, листьев и веточек, поэтому можно подготовиться к этому заранее. Детям только в радость лишний раз сходить в лес и набрать шишек.
- Составьте гербарий. Опять же, в первом классе на уроках труда или окружающего мира вам может понадобиться небольшой гербарий, который тоже можно подготовить еще летом. Подучите названия растений, сделайте аппликацию из листьев или наклейте их в альбом.
- Тренируйте руку. Нет, не в прописях. Лучше всего для будущего первоклашки подойдут графические диктанты. Их очень легко найти в интернете. Такие занятия помогают закрепить пространственное представление и тренируют внимательность. И не пугайтесь, это только звучит страшновато — на самом деле рисование животных по клеточкам ребенку наверняка понравится!
- Собирайте портфель. Ребенок должен научиться самостоятельно собираться и брать все необходимое с собой. Устройте соревнования по сбору портфеля. Напишите на листочке все, что нужно взять, и пусть ребенок раз в два дня-три начинает утро с воображаемого сбора в школу. А чтобы ему было веселее, для начала список может состоять из игрушек, листиков и поводка для собаки.
- Читайте для удовольствия. Не заставляйте ребенка читать, но поощряйте его любовь к книгам. Уделяйте больше внимания рассказам про школу, можно изучить литературу, которую малыш будет проходить в первом классе, чтобы потом ему было легче на уроках. Учите детей пересказывать прочитанное, с помощью нескольких фраз пересказывать главную суть информации. Это хорошая тренировка памяти, развитие мышления, обогащение словарного запаса.
- Занимайтесь кинезиологией. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
В процессе подготовки к школе взрослые должны уделить должное внимание психологическому аспекту. В основном, общие рекомендации и советы для родителей будущих первоклассников сводятся к необходимости формирования у малыша правильного восприятия грядущих перемен и интереса к учебе. Также педагоги рекомендуют особенно ответственно отнестись к различного рода моментам, связанным с безопасностью малыша. И конечно, акцентировать внимание и учить ребенка общаться со сверстниками. В целом, невзирая на то, что все дети разные, психологи настоятельно рекомендуют мамам и папам заблаговременно «поработать» с малышом и донести до него «простые истины». Ребенок должен идти школу с удовольствием и гордится своим новым статусом первоклассника. В этом случае задача взрослых сложить теплое отношение к школе и грядущим переменам. Удостовериться, что ребенок полностью владеет информацией, которая позволит ему не потеряться. Обязательно малыш должен знать имя и фамилию свою и родителей, домашний адрес и номер телефона.
Также необходимо убедиться, что кроха знает, кому и при каких обстоятельствах можно это рассказывать. Трудности и неудачи – все поправимо. Не ставьте перед первоклассником невыполнимые задачи и научите его адекватно реагировать на неудачи. Не всем все дается сразу, и учебный процесс редко обходится без плохих отметок и недопонимания. Главное - вовремя среагировать и принять меры, а дружественно настроенные родители всегда протянут «руку помощи», - ребенок должен об этом знать.
Чувство уверенности поможет преодолеть неловкость и застенчивость, быстрее освоится в новом коллективе и найти друзей. Воспитывать в ребенке это качество необходимо с ранних лет, но и за летние месяцы можно добиться неплохих результатов. Удачи Вам!

Также необходимо убедиться, что кроха знает, кому и при каких обстоятельствах можно это рассказывать. Трудности и неудачи – все поправимо. Не ставьте перед первоклассником невыполнимые задачи и научите его адекватно реагировать на неудачи. Не всем все дается сразу, и учебный процесс редко обходится без плохих отметок и недопонимания. Главное - вовремя среагировать и принять меры, а дружественно настроенные родители всегда протянут «руку помощи», - ребенок должен об этом знать.
Чувство уверенности поможет преодолеть неловкость и застенчивость, быстрее освоится в новом коллективе и найти друзей. Воспитывать в ребенке это качество необходимо с ранних лет, но и за летние месяцы можно добиться неплохих результатов. Удачи Вам!

- 399 просмотров